• Автоматизация бизнеса и информационные технологии
  • 23,559
  • 0

Как автоматизировать работу аптечного бизнеса

Успешная работа предприятий торговли невозможна без внедрения информационных технологий. Принимая решение автоматизировать аптеку, владелец получает инструменты, позволяющие ему развивать свой бизнес.

Значение термина

Автоматизация означает организацию работы с применением программы, отслеживающей и регулирующей все этапы движения товаров от поставщика до конечного потребителя, сводя к минимуму непроизводительный ручной труд. Она возможна при любом размере бизнеса – от аптечного киоска до автоматизации аптечной сети.

Кратко, сущность её можно изложить в нескольких тезисах:

  • на основании складских остатков и анализа продаж формируется заявка поставщику;
  • руководствуясь регулярно обновляемыми прайсами, программа проводит сравнение цен на медикаменты, помогая создавать оптимальные заказы для каждого поставщика;
  • на основании отпускных документов поставщиков, полученных по интернету, программа принимает продукцию на склад;
  • определяет места хранения;
  • генерирует этикетки со штрих-кодами;
  • рассчитывает отпускные цены на основании нормативных актов;
  • по запросу выдаёт данные о наличии и месте хранения продукции;
  • при отпуске товаров и считывании штрих-кода, списывает материалы с остатков.

Кроме того, программа может хранить и предоставлять информацию о товарах, формировать различные отчёты и производить анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи, решаемые автоматизацией

Проводимая в сети аптек, или в отдельной торговой точке, автоматизация ставит своей целью оптимизацию деятельности, снижение издержек и, следовательно, повышение прибыли.

Важно! Многие владельцы аптек не автоматизируют аптеки из-за дороговизны, боязни чего-то нового, нежелания перемен и др. Но программа для аптеки и автоматизация аптек в целом имеет несколько очень жирных плюсов. Правильная автоматизация аптек даёт большое преимущество перед конкурентами и помогает увеличить товарооборот аптеки в целом. Источник: http://farmprofi.net/avtomatizaciya_aptek_zachem/

Снижение нагрузки на персонал

  • Существенно уменьшается время на обслуживание клиентов, поскольку вся нужная информация– остатки товара, аналоги, адрес хранения и даже инструкции по применению, доступна в компьютере, на рабочем месте сотрудника.
  • Упрощается и ускоряется процесс инвентаризации, так как на любой момент времени известны остатки по складу и ячейки хранения.
  • Автоматически составляются заявки на поставку медикаментов. Программа формирует отчеты о поступлении и реализации материалов, на их основании определяя потребности в различных товарах.

Экономические выгоды

Программы, использующиеся для автоматизации аптеки, позволяют на основании разнообразных отчётов анализировать оборот продукции, определять оптимальные сроки и размеры заказов. Остатки на складе регулируются таким образом, чтобы продукция не залёживалась, благодаря чему средства не «замораживаются» в неходовом товаре.

Автоматизация облегчает работу с бесплатными и льготными рецептами, позволяет вводить различные дисконтные программы и программы лояльности клиентов.

Анализ движения материалов даёт возможность оперативно реагировать на нужды потребителя, вплоть до изменения выкладки продукции.

Управление продажами и товарным запасом

Автоматизация аптеки с помощью специальной программы предоставляет руководителю предприятия реальное положение вещей в бизнесе, минимизируя ошибки в отчётности. Позволяет строить планы и вносить изменения в работу в целях повышения экономической эффективности.

Задачи автоматизирования на разных этапах работы

На каждом уровне аптечного бизнеса автоматизация решает свои задачи, направленные в результате на улучшение функционирования всего предприятия.

Аптечный пункт

Основные задачи, возлагаемые на программу:

  • бухгалтерский учёт;
  • отслеживание остатков;
  • осуществление продаж.

Аптека

На этом уровне могут добавляться функции заказа медикаментов, если речь идёт об одиночной аптеке, и перераспределения продукции между подчинёнными пунктами.

Центральный офис сети

Сбор и сопоставление информации со всех филиалов, анализ, формирование заказов поставщикам, ценообразование, распределение и перераспределение медикаментов между аптеками, централизованное руководство сетью.

Оптовый склад

Приём и адресное хранение медикаментов. Формирование партий и отправка в филиалы.

Особенности аптечной торговли

Торговля лекарствами и медикаментами имеет свои тонкости.

Аптеке приходится работать с огромной номенклатурой, в несколько десятков тысяч позиций. Мало того, препараты одного наименования могут поставляться в разных лекарственных формах, дозировке, предназначаться для взрослых или детей. Существуют алгоритмы группирования их по разным признакам, облегчающие работу.

Особенное значение в реализации лекарств уделяется соблюдению срока годности. Программа анализирует данные и формирует отчёт о препаратах, которые необходимо реализовать до конкретной даты, или произвести отзыв из торговой сети.

Не менее важен учёт медикаментов по партиям. В случае появления данных о забракованных партиях медикаментов, сотрудники аптеки должны иметь возможность быстро установить, есть ли в наличии товар из данной партии, и изъять его из продажи. Программа даже позволяет установить, кому и когда были проданы медикаменты из забракованной партии.

Критерии выбора программного обеспечения

Существует большое количество программ, позволяющих автоматизировать любую аптеку. Все они имеют понятный интерфейс и легки в освоении. В каждом отдельном случае разработчики адаптируют возможности программы под требования конкретного клиента.

Если говорить о сетях аптек, то автоматизировать их лучше постепенно, по мере поступления средств. К тому же, на первой из автоматизированных аптек Вы сможете хорошо научиться работать в программе для аптеки и проверить функционал. Если потребуется, Вы сможете попросить программистов доработать, доточить необходимые для Вас функции программы для аптечных сетей. Источник: http://farmprofi.net/umensit-zatrati-na-avtomatizaciyu/

При выборе софта нужно учесть следующие факторы:

  • стоимость ПО;
  • стоимость сопровождения;
  • функционал;
  • совместимость с периферическим оборудованием;
  • возможность модернизации.

Выгоды автоматизирования

Практика показывает, что автоматизация положительно сказывается на работе аптек, способствует росту товарооборота, выручки и прибыли.

Для предприятия в целом

  1. Снижение издержек за счёт оптимизации складских запасов.
  2. Увеличение товарооборота благодаря выявлению наиболее ходовых позиций.
  3. Повышается производительность каждого отдельного работника, и отпадает необходимость увеличения штата.
  4. Автоматизированный контроль за реализацией лекарственных средств позволяет пресекать злоупотребления со стороны персонала при продаже рецептурных препаратов и товаров со скидками.
  5. Автоматическое формирование заявок поставщикам на основе анализа продаж, оптимизирует остатки на складах.
  6. Система предусматривает возможность начисления заработной платы и отпускных сотрудникам, учитывая сменный график и круглосуточную работу некоторых аптек.

Для руководства

  1. Возможность получить любую аналитику деятельности предприятия в режиме реального времени.
  2. Формирование отчётов не только по одиночным аптекам, но и по сети в целом.
  3. Оперативный обмен информацией в сети.
  4. Единый формат работы аптек.

Для сотрудников

  1. Сокращение времени на работу с каждым клиентом.
  2. Возможность общаться с покупателями, повышая этим качество обслуживания.
  3. Простой доступ к справочной информации.

Для покупателей

  1. Быстрое и качественное обслуживание.
  2. Получение исчерпывающих консультаций.
  3. Возможность всегда приобрести необходимые препараты.
  4. Быстрый заказ отсутствующих в продаже лекарств.
  5. Дисконтные программы.

В Москве и других крупных городах большинство аптек уже перешло на прогрессивную форму работы, но в провинции ещё не редкость аптеки, работающие по старинке.

Автоматизация необходима как аптекам, так и аптечным сетям. Это действенный инструмент снижения затрат и повышения эффективности предприятия. Тенденция современной торговли – развитие сетей, централизованное управление которыми могут обеспечить только системы автоматизации. Наиболее популярные на сегодняшний день:

Автоматизация — залог успеха предприятия!

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено