Модули автоматизированной системы планирования
Автоматизированная система планирования (или АСП) – это совокупность различных математических составляющих, индивидуальных программных решений, универсальных технологических систем и рационального использования ресурсов (в т. ч. персонала), направленных на эффективное управление фирмой. При этом возможен полный или частичный перевод всех бизнес-процессов компании под контроль информационного комплекса.
АСП предназначена обеспечивать:
- автоматический выбор приоритетных целей;
 - определение вектора развития;
 - разработку стратегий достижения этих целей.
 
Выбор стратегических целей развития
Деятельность любого предприятия направлена на получение максимальной прибыли в календарный период при условии минимальных затрат. Об этом говорилось в статье про планирование малого предприятия.
Основные цели компании
- рыночные:
- захват большей доли рынка;
 - увеличение объема продаж;
 - изменение генеральной продуктовой политики;
 - поиск новых актуальных маршрутов сбыта и т. д.;
 
 - производственные:
- расширение ассортимента товара (или услуг);
 - использование более современного автотранспорта;
 - изменение объема производства;
 - улучшение потребительского качества продукции и снижение конструкторского брака;
 - оперативно-календарное планирование;
 
 - финансово-экономические:
- увеличение прибыли компании;
 - минимизация трат при закупках;
 - повышение рентабельности производства;
 - прирост капитала и собственности;
 
 - социальные:
- увеличение зарплаты сотрудников;
 - гарантии страхования работников;
 - покрытие при необходимости частичных транспортных и прочих расходов перспективных специалистов;
 - подготовка руководящего резерва за счет внутренних учебных центров.
 
 
Определение курсовых критериев развития
В зависимости от миссии предприятия планируются промежуточные цели развития. Для каждой из них характерна своя структура требуемых ресурсов и условий выполнения. При составлении общего плана необходимо уделить внимание всем нюансам производства и прописать необходимые критерии выполнения каждой задачи в отдельности.
Формирование стратегии
После определения миссии и промежуточных целей начинается этап стратегической разработки. Стратегия – это последовательность действий для перехода компании из существующего положения в желаемое. Одну и ту же задачу можно решить разными способами. Организация должна разработать несколько стратегий по развитию и выбрать из них наиболее выгодный план.
Современные методы автоматизации
При автоматизации предприятия необходимо ориентироваться не на теоретические «библиотечные» выкладки и номенклатурную структуру компании, а на реальные бизнес-процессы, приносящие действительную прибыль, т. е. применять процессный, а не структурный подход.
Существует масса методов для автоматизации, но в условиях существующей экономической ситуации в России есть смысл остановиться на следующих способах:
- облачные технологии дают возможность предприятию не тратиться на содержание сервера и ремонт технологического оборудования (для малого бизнеса невыгодно индивидуальное финансирование крупной структуры ради нескольких операций);
 - использование инструментария Big Data (позволяет структурировать большие объемы информации на всех этапах деятельности):
- визуализация анализируемых элементов;
 - Data Mining (нахождение в уже известных данных нетипичных интерпретаций);
 - краудсорсинг (интеллектуально-творческий аутсорсинг);
 - интеграция данных (ускоряет взаимодействие между подразделениями);
 - статистический и пространственный анализ;
 - аналитика возможных прогнозов;
 - имитационное моделирование;
 - искусственные нейронные сети (к примеру, распознавание по звукам и образам) и т. д.;
 
 - внедрение технологий real-time – т. е. информационная обработка в условиях реального времени и моментальное программирование нового плана действий в измененной ситуации;
 - автоматизация системы маркетингового планирования (внедрение CRM, BI-system и т. д.) позволяет:
- более полно определить цель деятельности предприятия;
 - выявить всех целевых клиентов;
 - сформулировать уникальное рыночное предложение;
 - разработать имидж фирмы и центр (базис) позиционирования;
 - выбрать наиболее эффективное маркетинговое оружие;
 - максимально точно рассчитать бюджет с учетом незапланированных расходов;
 
 - технологии М2М, которые предполагают минимальное использование человеческих ресурсов и полную автоматизацию производственных процессов.
 
Функциональное программное обеспечение для целевого планирования
Автоматизация планирования всех работ на предприятии предполагает использования специального программного обеспечения. Для тех или иных действий требуется свое IT-решение, поэтому перед внедрением технологичных комплексов надо дифференцировать бизнес-процессы по их ключевым характеристикам, а также значимости для всей деятельности фирмы. Такой подход позволит интегрировать при необходимости лишь часть процессинга.
ПО для автоматического планирования управленческих механизмов
К сегменту управления на предприятии относятся:
- процессы бюджетирования;
 - учет управленческой деятельности;
 - юридическое сопровождение и его значимость в сотрудничестве между разными организациями;
 - обеспечение экономической и информационной безопасности;
 - стратегический менеджмент.
 
Автоматизация систем управления (АСУ или АСУП) позволит ускорить все менеджерские проекты предприятия. Программы, позволяющие решить эти задачи:
- 1С: Предприятие;
 - SAR R/3;
 - Bontq;
 - ProjectMate (особенно актуальна для компаний, которые предоставляют информационные услуги);
 - Cerebro;
 - Easy Projects;
 - eGroupWare, OpenProj, Web2Project (бесплатные);
 - Redmine – также бесплатный проект, но с нацеленностью на управление IT-компаниями;
 - PayDox;
 - TrackStudio Enterprise;
 - TeamLab;
 - Trac (для отслеживания ошибок в самом ПО).
 
ПО для маркетингового планирования
Автоматизированная система планирования маркетинговых и рекламных работ позволяет увеличить доход за счет лучшего управления PR-деятельностью, технологичного построения имиджа и эффективных взаимоотношений с клиентами и крупными партнерами. Для автоматизации CRM используется следующий программинг:
- 1C:Битрикс24;
 - Мегаплан;
 - Clientbase и т. д.
 
Для планирования рекламных методов применяются:
- Efsol:AMS;
 - Сизиф;
 - 1С: Управление рекламой;
 - Google Doubleclick.
 
ПО для проверки качества товаров
Если изначально не закладывать в план работ по комплексной автоматизации программное обеспечение для проверки качества изделий, можно потерпеть серьезные убытки.
Внимание! Даже уникальная, но плохая продукция не станет пользоваться спросом у потребителя, а потому не будет выполнен план по продажам.
Автоматизированное структурированное планирование проверки качества основных характеристик продукции должно включать в себя:
- систему менеджмента и оперативное сотрудничество всех подразделений;
 - контроль качества на самом производстве, учет запасных частей, поиск брака во всем ассортименте;
 - мобильную работу с претензиями за счет изменения принципов обратной связи онлайн и повсеместной диспетчеризации.
 
Наиболее интересные программы для этих целей:
- Магистр: Управление качеством;
 - Администратор показателей;
 - Vulcan (интересна для горных компаний);
 - Prodx и т. д.
 
Кадровое ПО
Пока технологии М2М неразвиты на российском рынке, поэтому ключевое место при решении задач по планированию на предприятии занимают человеческие ресурсы и разработка кадровой политики.
Персонал надо рекрутировать, обучать, развивать, выбирать лучших работников и как-либо их мотивировать. Помимо этого, следует вести кадровый учет и разрабатывать систему оплаты труда. Даже в условиях малого бизнеса это невозможно сделать без соответствующего ПО. Автоматизировать данный сегмент можно с помощью следующего программинга:
- 1С: Зарплата и управление персоналом;
 - E-Staff Рекрутер;
 - Фараон и т. д.
 
Финансовое ПО
Целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли, поэтому финансовое планирование занимает важное место, вообще, в деятельности фирмы. От правильного формирования денежных потоков (когда затраты уменьшаются, а доходы растут) зависит эффективность предприятия.
Финансово-экономическое ПО помогает в управлении:
- бухгалтерским и налоговым учетами:
 - расчетами с клиентами;
 - расчетом заработной платы.
 
Популярными программами для планирования денежными потоками и коммерческой аналитики признаны:
- 1С: Бухгалтерия;
 - 1С: Зарплата;
 - Фингранд и т. д.
 
ПО для документооборота
Долгое время обработка большого количества документов (в т. ч. присваивание им шифров по ГОСТ) в компании производилась с помощью стандартных функциональных пакетов Microsoft, но сейчас эти средства просто не справляются с объемной информацией, не упорядочивают ее.
Важно! Процесс внедрения ПО для документооборота осложняется еще и тем, что по определенным юридическим и техническим причинам невозможно полностью отойти от бумажных носителей.
Но все-таки автоматизация планирования документооборота сводит к минимуму перемещение бумаг внутри компании и между предприятиями.
Существует 4 основных класса программ, которые решают эти проблемы:
- ПО для коллективной работы (1С: Документооборот, Lotus Notes и т. д.);
 - специализированные системы управления (E1 Евфрат);
 - специального инструментария в составе корпоративных IT-систем (Baan, SAP S\3);
 - универсальные программы планирования для оборота документов (Doculive, Oracle InterOffice).
 
После небольшого анализа применяемого программного обеспечения видно, что автоматизированное планирование производства предполагает внедрение всей линейки продуктов 1С.
Комментарии