Терминологический аспект
Под качеством в профильной литературе понимается совокупность количественных и качественных характеристик продукта/услуги, которые позволяют им удовлетворять запросы потребителя. Система менеджмента качества должна регулировать процессы внутри компании, которые обуславливают степень соответствия готового продукта международным и локальным стандартам.
Стандарт, в свою очередь – это документ предписывающего характера, который описывает перечень требований, правил и нормативов по отношению к определенной товарной группе.
Термин «стандартизация» определен как целенаправленная системная деятельность по выработке рациональных нормативов с их последующим закреплением в стандартах, инструкциях, методических указаниях по производству и эксплуатации продукции. Это тесно связано со стабилизацией финансов на предприятии, о чем было сказано ранее.
Показатели качества продукции
Роль стандартизации в управлении качеством продукции состоит в том, чтобы привести текущие характеристики продукта к установленным в регламентах и нормативах.
Различают показатели следующих видов:
- единичный: соответствие товарной единицы одному из параметров, заявленных в документах;
- комплексный: соответствие продукта нескольким параметрам и требованиям;
- определяющий: главный параметр, при оценке которого выносится решение о продукте в целом;
- интегральный: расчет эффекта потребления по отношению к затраченным на единицу продукции средствам. Практически неприменим к товарам престижного потребления.
Также нужно перечислить группы факторов, которые влияют на значения параметров качества:
- Производственные: особенности конструкции изделия, метрологических стандартов, условий производства;
- Социальные и экономические: уровень подготовки персонала, а также характеристики группы общества на которую ориентирован данный продукт.
Нормативная база всегда содержит минимальные требования по отношению к товарной единице. Продукт с минимальным порогом вхождения, обычно, соответствует низшей ценовой категории товарной группы.
Стандартизация в управлении качеством
Стандартизация должна для всех участников рыночных отношений легитимизировать стремление к согласию получать продукты и услуги, соответствующие общественным и рыночным запросам. На протяжении развития направления были выработаны три ключевых принципа стандартизации:
- Принцип повторяемости: методология отрасли должна быть применима к широкому перечню товаров/услуг;
- Принцип вариативности: продукт, подлежащий стандартизации, должен содержать рациональное количество параметров, которые подлежат оценке;
- Принцип системности: регламенты и нормативы должны разрабатываться по установленному образцу, на основе опыта документов-предшественников.
В основе любого предписывающего документа должны быть требования относительно безопасности пользователя, защиты окружающей среды. А также нормативы должны регулировать параметры экономичности продукта и заменяемости его отдельных компонентов.
Российские и международные стандарты
Для координации усилий по созданию актуальных стандартов образованы международные регулирующие структуры – например, Международная организация по стандартизации (ISO) и Международная техническая комиссия. Международная стандартизация нацелена на создание единой методики оценки качества для большинства товарных групп.
Наиболее известный стандарт ISO 9001 охватывает большинство товаров B2C-сегмента. Преимущество ИСО-стандартов в том, что они предъявляют требования не только к отдельному виду товара, но и к системе управления качеством на предприятии-изготовителе.
В России наравне с ИСО действует локальный стандарт ГОСТ Р. Основой для разработки получил ГОСТ – главный стандартизирующий регламент СССР. ГОСТ РФ включает наибольшее количество стандартов применимых к ВПК – более 20. Также в ГОСТ Р проработана система требований по отношению к системам менеджмента качества.
Управление в системе стандартизации осуществляется не только в соответствии с упомянутыми стандартизирующими органами. Управление качеством на предприятии может дополнительно осуществляться с помощью методологических концепций.
Наиболее известные:
- бережливое производство: подразумевает отказ от использования излишних ресурсов при изготовлении единицы товара. Концепция подразумевает повышение качества за счет разумного сокращения производимых экземпляров;
- всеобщее руководство качеством: вовлечение всех работников в процессы стандартизации и контроля качества. Мотивированные сотрудники должны получать поощрения за продукт, изготовленный в соответствии с нормами;
- 5S-концепция рационализации рабочего места, подразумевающая соблюдение пяти «S-принципов»: сортировки (избавление от ненужного), соблюдения порядка (грамотное хранение вещей), содержания рабочего места в чистоте, совершенствования (максимальное следование должностным инструкциям), комплексная стандартизация (соблюдение предыдущих четырех принципов);
- ТРМ: ответвление концепции бережливого потребления. Суть в том, чтобы задействовать в производственном цикле максимальное количество персонала.
Данные концепции не носят директивный характер, но помогают стандартизировать и организовать высокое качество непосредственно на предприятии.
Сертификация
Стандартизация и управление качеством продукции должны подтверждать соответствие единицы продукта требованиям стандартов. После успешного прохождения проверки предприятию должен быть выдан сертификат соответствия – документ, который бы подтверждал безопасность продукта для потребителя и легальность его производства, соответствие установленным требованиям.
Сертификация проводится третьей стороной, которая не зависит от потребителей и изготовителя.
Теория менеджмента определяет следующие принципы, на которых должен основываться институт сертификации:
- достоверность: методологическая база должна позволять сертифицирующему органу объективно зафиксировать характеристики изделия/услуги;
- государственность: система оценки безопасности продукции должна быть приведена в соответствии с интересами государства;
- демократичность: изготовитель/оператор услуг вправе выбрать любой легитимный орган сертификации. Также данный принцип запрещает разделять тестируемые экземпляры на импортные и отечественные;
После прохождения экспертизы изготовители обязаны размещать информацию о соответствии определенным стандартам. Это делается в виде графического символа «знак качества». И также соответствие стандартам обязательно прописывается в руководстве пользователя и инструкции по эксплуатации. Современные глобальные системы сертификации позволяют товару поступить на международный рынок без лишних проволочек.
Комментарии
Егоров?
Слава Одину б**ть!!
Пилигриму слава!
ПАРОВОЗИК который смог
Я вас не люблю,и не уважаю,мне нужны ваши деньги
Это очень сложно,это такой гемор,это сложно.И вообще это помоему баг,так что слышь деньги бабки на стол
Олег из РОстова.Я от чистой души и сердца отправил тебе посылку из аэрокока кцац и старых ди-алаб модемов .