• Автоматизация бизнеса и информационные технологии
  • 5,980
  • 0

Как развить познавательно-исследовательскую деятельность

Снижение внимания к процессу обучения у людей повсеместно отмечается многими педагогами и психологами. Перед ними стоит нелёгкая задача – сложно вызвать интерес у современного ученика, с ранних лет способного получить любую информацию с помощью электронных устройств. Условия обездвиженности, скромный дидактический материал в учреждениях, огромное количество информации – все это не способствует развитию функции познания у учащихся.

Отсутствие мотивации у человека, особенно у детей, делает бессмысленным любой образовательный процесс. Целью воспитателя и педагога является изыскание методов успешной передачи информации, сделать обучение живым и ярким. Становится актуальным поиск решений следующих задач, дающими импульс к познавательному процессу:

  • Выявление приемов и методов, позволяющих заинтересовать учащегося.
  • Обеспечение усвоения и понимания учебного материала на уровне, обеспечивающему возможность ученику самостоятельно применить полученные знания на практике.
  • Повышение качества успеваемости.
  • Формирование познавательно-исследовательской самостоятельной работы.

Планирование познавательно-исследовательской деятельности

Малыш вовлекается в процесс познавательно-практического взаимодействия с миром, изучает его и себя самого с самого рождения. Познание – главная и неотъемлемая часть образования. В процессе урока учитель придает обучению учащегося необходимый вектор движения, дает ключ к дальнейшему самостоятельному развитию.

Для работы образовательного учреждения необходим проектный план работы. В дошкольных и школьных организациях обычно различают перспективное, годовое и текущее планирование. Перспективное планирование познавательной деятельности проводится с целью определить задачи развития на длительный срок. Годовое или календарное составляется при определении последовательности действий на учебный год. Текущее осуществляется специалистом, ведущим предмет. Все виды предполагаемой работы регулируются государственными отделами образования, в соответствии с ФГОС, но в рамках учреждения в планы вносятся коррекционные изменения с учётом местной специфики. Организация познавательной и учебной деятельности начинается, когда учитель составляет планирование объема работы на год и продолжается, когда определяются цели и задачи конкретного урока.

Большое значение в перспективном планировании уделяется исследовательской деятельности учащихся. Проект разрабатывается с учетом развития определенных тем, посвященных, например, знакомству с окружающим миром, свойствам веществ, функционированию человека.

В итоге проект работы представляет собой таблицу, в которой указаны темы, задачи и цели, сроки проведения, предполагаемые результаты. Документ визируется руководителем учреждения, методистом и завучем по учебной части.

Хотя труд педагогов в ДОУ регламентирован методической литературой, строгой концепции при подаче материала нет. С одной стороны, отсутствие рамок даёт возможность творческого роста. С другой – экспериментальный путь проб и ошибок зачастую затягивается на годы и отнимает много сил.

Познавательная функция как синоним развития

Приемы, вызывающие увлечение предметом, зависят от возраста человека. Разделяют тематические и блоковые проекты обучения. Первые заключаются в раскрытии определенной темы и используются в дошкольных и школьных учреждениях. В старших классах проектирование работы может быть блоковым и основывается на лекционной подаче материала.

Уроки при тематическом проектировании разделяют на следующие категории:

  • Знакомство с новым материалом.
  • Усвоение пройденного.
  • Проверка знаний учащегося.
  • Корректировка знаний с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Так, при планировании с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности у ребенка в подготовительной группе и учащихся начальной школы, включаются в общий проект занятия в следующей форме:

  • Урок – игра. В процессе игры материал усваивается легко и естественно.
  • Занятие – спектакль. Все моменты процесса надолго запомнятся детям.
  • Занятие – взаимопроникновение нескольких дисциплин. Музыкальное и художественное сопровождение на уроках труда, познания мира, литературы вызовет интерес сразу к трем предметам.
  • Занятие – эксперимент. Несложные опыты выглядят почти волшебными в глазах малышей.

Чем эмоциональнее речь у преподавателя, тем больший отклик найдет урок у слушателей. Раздаточный материал и дидактические пособия должны быть яркими и крупными.

Для взрослых людей организовать познавательно исследовательскую деятельность можно, включив в перспективное планирование работы уроки с элементами соревнования, самостоятельных творческих изысканий, уроки, где в роли учителя выступят сами ученики. Организация мероприятий в виде экскурсий, семинаров, пресс-конференции – относится к нетрадиционному методу подачи информации.

Применение на занятии интерактивных методов: мозговая атака, ТРИЗ, дискуссии и дебаты сделают урок интересным и креативным. Необязательно проводить нестандартные уроки каждый день, достаточно раз в месяц.

Важно! Применение мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий в современных условиях просто необходимо.

Принципы тематического планирования

Чтобы добиться желаемого результата, познавательный процесс должен быть выстроен педагогом с учетом:

  • Психофизиологических особенностей: возраста, биоритмов, состояния здоровья.
  • Климатических и погодных условий, времени года. Прогулки, экскурсии повысят возможности для исследовательской и экспериментальной деятельности.
  • Чередования двигательной активности со статическими занятиями.
  • Работоспособности в течение недели. Планирование максимальной нагрузки на середину недели.
  • Последовательности и постепенности развития уровня сложности познавательной деятельности.
  • Соблюдения условий безопасности.

Чем больше аспектов при составлении проекта работы будет учтено преподавателем, тем успешнее и эффективнее будет его труд.

Поделиться статьей

Комментарии

Комментариев еще не оставлено