Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольника
Театрализованные игры особенно пользуются популярностью у детей подготовительной группы. Это возраст, когда ребенок уже начинает осознавать свою роль в обществе и стремится понять, как себя вести в обществе, учится брать ответственность за поступки, выполнять обязанности.
Для этого составляется тематическое планирование театральной деятельности. Чтобы запланировать темы занятий, воспитатель должен учесть:
- требования ФГОС дошкольного образования;
 - возрастные особенности детей;
 - образовательные и развивающие возможности данного вида деятельности;
 - особенности внедрения театральных игр в воспитательный процесс.
 
Функции театрализованной деятельности
Возможности театрализации в развитии ребенка довольно широки:
- знакомство с окружающей действительностью через звуковые, цветовые, художественные образы;
 - развитие аналитического и логического мышления;
 - совершенствование речевых навыков;
 - пополнение лексического запаса;
 - развитие эмоциональной сферы ребенка;
 - развитие актерского мастерства.
 
Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе
Дошкольники старшей группы интересуются театром не только как игрой, но и как видом искусства. Составлять тематическое планирование театрализованной деятельности для данной группы следует с учетом следующих особенностей:
- Дети подготовительной группы уже знакомы с правилами поведения в общественных местах, поэтому их можно свободно водить на экскурсии в театр, на сценические постановки.
 - У детей вызывает интерес теория театрального искусства. В занятия можно включать рассказы об истории театра, об известных актерах, о театральных традициях и профессиях.
 - Дошкольники справятся не только с актерской ролью, но и с обязанностями режиссера-постановщика. В этом случае актерами станут куклы. Причем, куклы можно изготавливать вместе с детьми на занятиях, как показано в данном видео:
Театрализованная деятельность в детском саду  - Работать по готовым сюжетам детям будет интересно работать не всегда, значит, нужно помочь им освоить профессию сценариста. Дошкольники с удовольствием придумают собственные сюжеты, наделят кукол ролями, характерами.
 
Важно! Основной характер театрализации в подготовительной группе должен быть направлен на то, чтобы детям давать больше свободы, возможности проявить инициативу, творческую фантазию.
Особенности планирования театральной деятельности согласно ФГОС ДО
Театрализация как творчество может включаться в:
- образовательную деятельность;
 - в содержание вариативной и факультативной части образования;
 - в самостоятельную и совместную с родителями деятельность.
 
Исходя из образовательного и развивающего потенциала театральной деятельности, выделяются следующие цели в работе с детьми:
- развитие творческого мышления;
 - активизация познавательного интереса;
 - развитие общих знаний, умений и навыков;
 - развитие умения играть по ролям, разыгрывать сценки;
 - вовлечение родителей в театрализацию.
 
Программное содержание в тематическом планировании занятий должно примерно соответствовать образцу:
| Сроки | Тематика | Программное содержание | 
|---|---|---|
| сентябрь | Вводное занятие | Знакомство с театром, как с видом искусства | 
| Театральные профессии | Знакомство с театральными профессиями, пополнение лексического запаса. | |
| Сюжетно-ролевые игры | Знакомство с культурой поведения в театре. | |
| Инсценирование знакомых сказок (на выбор воспитателя) | Развитие познавательного интереса, актерского мастерства. | |
| Октябрь | Виды театра | Пополнение лексикона, знакомство с видами театра | 
| Ритмика | Развитие умения держаться на сцене, двигаться по сценической площадке. | |
| Чтение сказок по ролям (на выбор воспитателя) | Развитие речевых навыков, дикции, умения подражать животным. | |
| Подготовка к инсценировке | Подготовка детей реквизитов, расширение лексического запаса. | |
| Декабрь | Техника речи | Работа над речью, дикцией. | 
| Инсценировка сказки (на выбор воспитателя) | Работа над мимикой, жестами, передача характера героя. | |
| Инсценировка сказки (на выбор воспитателя) | ||
| Новогодняя инсценировка | Пробуждение живого интереса к театрализации | |
| Январь | Рождественская инсценировка | Знакомство с праздником, развитие творческих навыков через игру на сцене. | 
| Святки | ||
| Эмоции | Работа над выражением различных эмоций. Передача эмоционального состояния персонажа сценки. | |
| Домашние животные | Знакомство со сказками о животных. Работа над передачей образа, характера героя сказки. | |
| Февраль | Лесные животные | |
| Дружба | Работа над понятиями «дружба», «взаимоподдержка», развитие эмоциональной сферы. | |
| Инсценировка по плану | Участие в инсценировании произведения. Проявление актерских и декламационных способностей, | |
| Март | 8 марта | Участие в концерте для мам. Демонстрация умений выступать на сцене, играть, читать выразительно. | 
| Кукольный театр | Знакомство с кукольным театром. Работа с умением управлять куклами. | |
| Кукольные персонажи | Наделение каждой куклы именем, характером. Работа над словарным запасом, эмоциональным фоном и дикцией. | |
| Подготовка к постановке | Заучивание слов, работа над речью, интонацией, дикцией. | |
| Апрель-май | Кукольная постановка | Показательное выступление с куклами в роли актеров. | 
| Инсценировки сказок | Демонстрация полученных умений в течение года, развитие познавательного интереса и творческого потенциала. | 
Перспективное планирование театральной деятельности согласно ФГОС должно осуществляться с учетом дидактических и развивающих возможностей данного вида деятельности. Подробности об оформлении образовательных документов можно узнать у сотрудников компании «Арбор Прайм», занимающейся разработкой подобных проектов.
Комментарии