Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольника
Театрализованные игры особенно пользуются популярностью у детей подготовительной группы. Это возраст, когда ребенок уже начинает осознавать свою роль в обществе и стремится понять, как себя вести в обществе, учится брать ответственность за поступки, выполнять обязанности.
Для этого составляется тематическое планирование театральной деятельности. Чтобы запланировать темы занятий, воспитатель должен учесть:
- требования ФГОС дошкольного образования;
- возрастные особенности детей;
- образовательные и развивающие возможности данного вида деятельности;
- особенности внедрения театральных игр в воспитательный процесс.
Функции театрализованной деятельности
Возможности театрализации в развитии ребенка довольно широки:
- знакомство с окружающей действительностью через звуковые, цветовые, художественные образы;
- развитие аналитического и логического мышления;
- совершенствование речевых навыков;
- пополнение лексического запаса;
- развитие эмоциональной сферы ребенка;
- развитие актерского мастерства.
Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе
Дошкольники старшей группы интересуются театром не только как игрой, но и как видом искусства. Составлять тематическое планирование театрализованной деятельности для данной группы следует с учетом следующих особенностей:
- Дети подготовительной группы уже знакомы с правилами поведения в общественных местах, поэтому их можно свободно водить на экскурсии в театр, на сценические постановки.
- У детей вызывает интерес теория театрального искусства. В занятия можно включать рассказы об истории театра, об известных актерах, о театральных традициях и профессиях.
- Дошкольники справятся не только с актерской ролью, но и с обязанностями режиссера-постановщика. В этом случае актерами станут куклы. Причем, куклы можно изготавливать вместе с детьми на занятиях, как показано в данном видео:
- Работать по готовым сюжетам детям будет интересно работать не всегда, значит, нужно помочь им освоить профессию сценариста. Дошкольники с удовольствием придумают собственные сюжеты, наделят кукол ролями, характерами.
Важно! Основной характер театрализации в подготовительной группе должен быть направлен на то, чтобы детям давать больше свободы, возможности проявить инициативу, творческую фантазию.
Особенности планирования театральной деятельности согласно ФГОС ДО
Театрализация как творчество может включаться в:
- образовательную деятельность;
- в содержание вариативной и факультативной части образования;
- в самостоятельную и совместную с родителями деятельность.
Исходя из образовательного и развивающего потенциала театральной деятельности, выделяются следующие цели в работе с детьми:
- развитие творческого мышления;
- активизация познавательного интереса;
- развитие общих знаний, умений и навыков;
- развитие умения играть по ролям, разыгрывать сценки;
- вовлечение родителей в театрализацию.
Программное содержание в тематическом планировании занятий должно примерно соответствовать образцу:
Сроки | Тематика | Программное содержание |
---|---|---|
сентябрь | Вводное занятие | Знакомство с театром, как с видом искусства |
Театральные профессии | Знакомство с театральными профессиями, пополнение лексического запаса. | |
Сюжетно-ролевые игры | Знакомство с культурой поведения в театре. | |
Инсценирование знакомых сказок (на выбор воспитателя) | Развитие познавательного интереса, актерского мастерства. | |
Октябрь | Виды театра | Пополнение лексикона, знакомство с видами театра |
Ритмика | Развитие умения держаться на сцене, двигаться по сценической площадке. | |
Чтение сказок по ролям (на выбор воспитателя) | Развитие речевых навыков, дикции, умения подражать животным. | |
Подготовка к инсценировке | Подготовка детей реквизитов, расширение лексического запаса. | |
Декабрь | Техника речи | Работа над речью, дикцией. |
Инсценировка сказки (на выбор воспитателя) | Работа над мимикой, жестами, передача характера героя. | |
Инсценировка сказки (на выбор воспитателя) | ||
Новогодняя инсценировка | Пробуждение живого интереса к театрализации | |
Январь | Рождественская инсценировка | Знакомство с праздником, развитие творческих навыков через игру на сцене. |
Святки | ||
Эмоции | Работа над выражением различных эмоций. Передача эмоционального состояния персонажа сценки. | |
Домашние животные | Знакомство со сказками о животных. Работа над передачей образа, характера героя сказки. | |
Февраль | Лесные животные | |
Дружба | Работа над понятиями «дружба», «взаимоподдержка», развитие эмоциональной сферы. | |
Инсценировка по плану | Участие в инсценировании произведения. Проявление актерских и декламационных способностей, | |
Март | 8 марта | Участие в концерте для мам. Демонстрация умений выступать на сцене, играть, читать выразительно. |
Кукольный театр | Знакомство с кукольным театром. Работа с умением управлять куклами. | |
Кукольные персонажи | Наделение каждой куклы именем, характером. Работа над словарным запасом, эмоциональным фоном и дикцией. | |
Подготовка к постановке | Заучивание слов, работа над речью, интонацией, дикцией. | |
Апрель-май | Кукольная постановка | Показательное выступление с куклами в роли актеров. |
Инсценировки сказок | Демонстрация полученных умений в течение года, развитие познавательного интереса и творческого потенциала. |
Перспективное планирование театральной деятельности согласно ФГОС должно осуществляться с учетом дидактических и развивающих возможностей данного вида деятельности. Подробности об оформлении образовательных документов можно узнать у сотрудников компании «Арбор Прайм», занимающейся разработкой подобных проектов.
Комментарии