• Разработка 1С и ИТ-систем по автоматизации бизнес-процессов Арбор Прайм
  • Российский разработчик
    IT-систем для бизнеса
  • 3,242
  • 0

Экономическое планирование деятельности и управления предприятием

Экономическое планирование деятельности определяет финансовые показатели производства, которые соответствуют или не соответствуют рыночным потребностям, и позволяет эффективно управлять имеющимися ресурсами предприятия. Благодаря ему высчитывается точка безубыточности и определяется основная стратегия деятельности организации.


Экономическое планирование деятельности и управления предприятием

Основа экономического планирования

Эффективное финансово-экономическое планирование помогает осуществить правильное прогнозирование относительно будущих показателей деятельности организации, на основании которых разрабатываются мероприятия по совершенствованию производства и повышению рентабельности продукции. В рамках этого процесса происходит анализ следующих показателей:

  • размер плановой прибыли;
  • оборачиваемость промышленных запасов;
  • отдача генеральных ресурсных фондов;
  • потребности рынка;
  • производственная мощность предприятия;
  • затраты на продукцию с учетом ее отпускной стоимости.

После сопоставления рыночных потребностей с производственными мощностями (с учетом постоянных и переменных затрат) происходит примерный расчет точки безубыточности. Проведение анализа и четкого планирования работы позволяет повысить эффективность экономических процессов организации. К ним стандартно относятся:

  • производственная деятельность;
  • распределение;
  • процедура обмена;
  • потребление.

Воспроизводство

Производство – это процесс создания товаров, основанный на использовании имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. Распределение позволяет эффективно разделить имеющиеся экономические ресурсы по прерогативным направлениям деятельности. В рамках обмена происходит интеграция информации, знаний и умений между различными подразделениями фирмы, а потребление предполагает использование ресурсной базы для изготовления какой-либо продукции.

Если все эти процессы действуют непрерывно в комплексе, то их симбиоз называют воспроизводством. Оно подразделяется на:

  • расширенное (производственные объемы все время увеличиваются);
  • простое (производство находится на одном уровне);
  • суженное (производственные масштабы сокращаются).

Условия

Финансовое положение предприятия может улучшаться только в рамках расширенного и простого воспроизводства. Это достигается с помощью выполнения двух условий:

  1. рентабельность деятельности в рамках рыночной экономики;
  2. денежная состоятельность.

В противном случае компания оказывается на грани банкротства и без внедрения средств антикризисного менеджмента и программ финансового оздоровления рискует прекратить свое существование.

Цели экономического планирования

Цели планирования на предприятии многообразны:

  • самоконтроль организации;
  • получение кредита в банке;
  • привлечение инвестиционного капитала;
  • внешнеэкономический альянс с зарубежными партнерами;
  • заключение крупной сделки;
  • привлечение квалифицированных кадров;
  • оптимизация и реорганизация предприятия.

Успешное достижение этих целей невозможно без наличия четкого экономического плана компании.

Принципы экономического планирования

Принципы экономического планирования базируются на том, что деятельность компании направлена на получение максимальной прибыли при использовании минимального количества материальных и нематериальных ресурсов. При этом все бизнес-процессы должны происходить в рамках правового поля. Различают следующие принципы:

  1. комплексности (планирование экономической деятельности охватывает все направления работы фирмы);
  2. единства (взаимодействие, интеграция и координация всех подразделений предприятия в единой экономической модели, учитывая горизонтальные и вертикальные управленческие уровни);
  3. холизма (сочетание координации и интеграции дает возможность одновременно и взаимосвязано управлять большим количеством структурных элементов в режиме реального времени);
  4. непрерывности (для каждого временного отрезка предусмотрены определенные действия);
  5. сбалансированности (поддержание баланса между потреблением и производством с учетом рационального использования всех имеющихся ресурсов);
  6. гибкости (в рамках имеющегося плана должна оставаться возможность деформироваться и приспосабливаться к изменяющейся среде);
  7. точности (показатели должны быть конкретными, реалистичными и обоснованными, а временные границы – четкими);
  8. участия (помимо общего структурного планирования на производстве должен иметься индивидуальный план для каждого отдельно взятого сотрудника по возможности разработанный им самим);
  9. монетарности (получение финансового результата и поддержание ликвидности продукции).

Регулированием всех этих принципов и целей при планировании занимается экономическая служба предприятия.

Как самостоятельно планировать свое рабочее время

Экономическая служба и ее роль в деятельности предприятия

Состав экономической службы определяется каждой фирмой самостоятельно в зависимости от целей деятельности.

Важно! Обязательным структурным элементом, деятельность которого регламентируется правовыми государственными актами во всех субъектах РФ, является бухгалтерия.

Остальные подразделения необязательны и обычно формируются при увеличении объемов производства. Различают следующие отделы:

  • финансовый;
  • экономических задач;
  • персонала.

Бухгалтерия

Бухгалтерский отдел отражает в своих отчетах все осуществляемые организацией операции, предоставляет всем подразделением оперативные данные о деятельности фирмы и составляет нужную финансовую и налоговую документацию. Также бухгалтерия проводит все денежные расчеты с контрагентами, начисляет заработную плату сотрудникам, разрабатывает договорные документы, которые служат основаниями для кредитных, расчетных и прочих денежных обязательств, и осуществляет анализ производственных процессов на основании имеющихся финансовых отчетов.

Финансовый отдел

Финансовый отдел осуществляет планирование экономического управления бюджетной системой предприятия и его подразделений. Он рассчитывает необходимый размер капиталовложений, определяет источники финансирования, организовывает привлеченные денежные средства и хранит их излишек. Благодаря финансовому отделению обеспечивается платежеспособность организации и контроль ее бюджетирования.

Отдел экономических задач

Он разрабатывает сметы и калькуляцию затрат на предприятии, определяет политику ценообразования (при оптовых и розничных продажах) и ведет статистическую отчетность. Отделение экономических задач оценивает эффективность всех подразделений фирмы и различных хозяйственных мероприятий. Экономисты осуществляют оценку объемных показателей видов производственной деятельности и торговли и проводят технико-экономический анализ всех бизнес-процессов.

Отдел персонала

Подразделение набирает и обучает сотрудников фирмы. Оно управляет численностью и функциональным составом персонала и разрабатывает социально-мотивационную политику заработной платы.

В небольших компаниях все эти функции и задачи возлагаются исключительно на бухгалтерию, но постоянное усложнение бизнес-процессов и повышение требований рынка приводит к тому, что она не может качественно решать все возникшие проблемы из-за отсутствия необходимого функционала и инструментария.

Экономика и стратегическое планирование производства во время кризиса

Если экономические подразделения компании не справляются со своими функциями во время кризиса, придется использовать средства антикризисного менеджмента. Они позволяют:

  • стабилизировать финансовое состояние компании с учетом ее особенностей;
  • увеличить объем реализующейся продукции;
  • решить внутренние экономические проблемы, возникающие во время плановой работы;
  • оптимизировать производственные расходы и увеличить прибыль.

Экономическое планирование и управление производством во время кризиса должно осуществлять профилактику негативных последствий, заранее распознавать критические ситуации и смягчать их действие, если не удастся полностью преодолеть. Различают следующие антикризисные методы:

  • сокращение затрат (снижаются расходы, которые не относятся к основной деятельности предприятия);
    Сокращение затрат. 6 уровней в глубину.
  • оптимизация финансов;
  • создание управленческой отчетности (она правдиво отражает положение дел на предприятии в режиме реального времени);
  • реорганизация структуры (например, выделение некоторых частей фирмы на аутсорс);
  • увеличение инвестиций;
  • стимулирование наличных расчетов за счет акционных программ;
  • определение антикризисной стратегии.

Сокращение расходов

Снижение затрат не должно отражаться на качестве выпускаемой продукции. Лучше использовать плавное уменьшение издержек, а после каждого шага проводить экономический анализ, и на его основе осуществлять дальнейшее планирование бизнес-процессов.

В рамках антикризисного менеджмента происходят следующие сокращения:

  • снижение материальных расходов за счет использования дешевого сырья и специальных сберегающих методов;
  • сотрудничество с местными поставщиками;
  • исключение посредников из производственной цепи;
  • сокращение финансирования в области научных разработок и административно-хозяйственной деятельности;
  • уменьшение линейки продукции, оставление только наиболее популярных товаров (на основании статистических данных).

Оптимизация финансовых потоков

По возможности надо не выбрасывать отходы и ресурсные остатки от производства, а продавать их. Нужно сократить сроки товарного кредита и консервировать неиспользуемые денежные средства для снижения ставки налогообложения. При наличии кредиторской задолженности следует провести реструктуризацию, сущность которой заключается в:

  • переуступке кредиторам имеющейся дебиторской задолженности;
  • обмене долга на ценные бумаги;
  • рассрочке выплат и т. д.

Важно! Для оптимизации денежных потоков следует ежедневно сверять балансовые документы и реестр платежей.

Планирование экономических процессов на предприятии требует комплексного подхода всех подразделений организации. Благодаря формированию четких целей и внедрению работающих методов компания сможет эффективно работать во время кризиса или быстро финансово оздоровиться за счет способов антикризисного менеджмента.

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
В случае ответов Вам придет уведомление