Модули автоматизированной системы планирования
Автоматизированная система планирования (или АСП) – это совокупность различных математических составляющих, индивидуальных программных решений, универсальных технологических систем и рационального использования ресурсов (в т. ч. персонала), направленных на эффективное управление фирмой. При этом возможен полный или частичный перевод всех бизнес-процессов компании под контроль информационного комплекса.
АСП предназначена обеспечивать:
- автоматический выбор приоритетных целей;
- определение вектора развития;
- разработку стратегий достижения этих целей.
Выбор стратегических целей развития
Деятельность любого предприятия направлена на получение максимальной прибыли в календарный период при условии минимальных затрат. Об этом говорилось в статье про планирование малого предприятия.
Основные цели компании
- рыночные:
- захват большей доли рынка;
- увеличение объема продаж;
- изменение генеральной продуктовой политики;
- поиск новых актуальных маршрутов сбыта и т. д.;
- производственные:
- расширение ассортимента товара (или услуг);
- использование более современного автотранспорта;
- изменение объема производства;
- улучшение потребительского качества продукции и снижение конструкторского брака;
- оперативно-календарное планирование;
- финансово-экономические:
- увеличение прибыли компании;
- минимизация трат при закупках;
- повышение рентабельности производства;
- прирост капитала и собственности;
- социальные:
- увеличение зарплаты сотрудников;
- гарантии страхования работников;
- покрытие при необходимости частичных транспортных и прочих расходов перспективных специалистов;
- подготовка руководящего резерва за счет внутренних учебных центров.
Определение курсовых критериев развития
В зависимости от миссии предприятия планируются промежуточные цели развития. Для каждой из них характерна своя структура требуемых ресурсов и условий выполнения. При составлении общего плана необходимо уделить внимание всем нюансам производства и прописать необходимые критерии выполнения каждой задачи в отдельности.
Формирование стратегии
После определения миссии и промежуточных целей начинается этап стратегической разработки. Стратегия – это последовательность действий для перехода компании из существующего положения в желаемое. Одну и ту же задачу можно решить разными способами. Организация должна разработать несколько стратегий по развитию и выбрать из них наиболее выгодный план.
Современные методы автоматизации
При автоматизации предприятия необходимо ориентироваться не на теоретические «библиотечные» выкладки и номенклатурную структуру компании, а на реальные бизнес-процессы, приносящие действительную прибыль, т. е. применять процессный, а не структурный подход.
Существует масса методов для автоматизации, но в условиях существующей экономической ситуации в России есть смысл остановиться на следующих способах:
- облачные технологии дают возможность предприятию не тратиться на содержание сервера и ремонт технологического оборудования (для малого бизнеса невыгодно индивидуальное финансирование крупной структуры ради нескольких операций);
- использование инструментария Big Data (позволяет структурировать большие объемы информации на всех этапах деятельности):
- визуализация анализируемых элементов;
- Data Mining (нахождение в уже известных данных нетипичных интерпретаций);
- краудсорсинг (интеллектуально-творческий аутсорсинг);
- интеграция данных (ускоряет взаимодействие между подразделениями);
- статистический и пространственный анализ;
- аналитика возможных прогнозов;
- имитационное моделирование;
- искусственные нейронные сети (к примеру, распознавание по звукам и образам) и т. д.;
- внедрение технологий real-time – т. е. информационная обработка в условиях реального времени и моментальное программирование нового плана действий в измененной ситуации;
- автоматизация системы маркетингового планирования (внедрение CRM, BI-system и т. д.) позволяет:
- более полно определить цель деятельности предприятия;
- выявить всех целевых клиентов;
- сформулировать уникальное рыночное предложение;
- разработать имидж фирмы и центр (базис) позиционирования;
- выбрать наиболее эффективное маркетинговое оружие;
- максимально точно рассчитать бюджет с учетом незапланированных расходов;
- технологии М2М, которые предполагают минимальное использование человеческих ресурсов и полную автоматизацию производственных процессов.
Функциональное программное обеспечение для целевого планирования
Автоматизация планирования всех работ на предприятии предполагает использования специального программного обеспечения. Для тех или иных действий требуется свое IT-решение, поэтому перед внедрением технологичных комплексов надо дифференцировать бизнес-процессы по их ключевым характеристикам, а также значимости для всей деятельности фирмы. Такой подход позволит интегрировать при необходимости лишь часть процессинга.
ПО для автоматического планирования управленческих механизмов
К сегменту управления на предприятии относятся:
- процессы бюджетирования;
- учет управленческой деятельности;
- юридическое сопровождение и его значимость в сотрудничестве между разными организациями;
- обеспечение экономической и информационной безопасности;
- стратегический менеджмент.
Автоматизация систем управления (АСУ или АСУП) позволит ускорить все менеджерские проекты предприятия. Программы, позволяющие решить эти задачи:
- 1С: Предприятие;
- SAR R/3;
- Bontq;
- ProjectMate (особенно актуальна для компаний, которые предоставляют информационные услуги);
- Cerebro;
- Easy Projects;
- eGroupWare, OpenProj, Web2Project (бесплатные);
- Redmine – также бесплатный проект, но с нацеленностью на управление IT-компаниями;
- PayDox;
- TrackStudio Enterprise;
- TeamLab;
- Trac (для отслеживания ошибок в самом ПО).
ПО для маркетингового планирования
Автоматизированная система планирования маркетинговых и рекламных работ позволяет увеличить доход за счет лучшего управления PR-деятельностью, технологичного построения имиджа и эффективных взаимоотношений с клиентами и крупными партнерами. Для автоматизации CRM используется следующий программинг:
- 1C:Битрикс24;
- Мегаплан;
- Clientbase и т. д.
Для планирования рекламных методов применяются:
- Efsol:AMS;
- Сизиф;
- 1С: Управление рекламой;
- Google Doubleclick.
ПО для проверки качества товаров
Если изначально не закладывать в план работ по комплексной автоматизации программное обеспечение для проверки качества изделий, можно потерпеть серьезные убытки.
Внимание! Даже уникальная, но плохая продукция не станет пользоваться спросом у потребителя, а потому не будет выполнен план по продажам.
Автоматизированное структурированное планирование проверки качества основных характеристик продукции должно включать в себя:
- систему менеджмента и оперативное сотрудничество всех подразделений;
- контроль качества на самом производстве, учет запасных частей, поиск брака во всем ассортименте;
- мобильную работу с претензиями за счет изменения принципов обратной связи онлайн и повсеместной диспетчеризации.
Наиболее интересные программы для этих целей:
- Магистр: Управление качеством;
- Администратор показателей;
- Vulcan (интересна для горных компаний);
- Prodx и т. д.
Кадровое ПО
Пока технологии М2М неразвиты на российском рынке, поэтому ключевое место при решении задач по планированию на предприятии занимают человеческие ресурсы и разработка кадровой политики.
Персонал надо рекрутировать, обучать, развивать, выбирать лучших работников и как-либо их мотивировать. Помимо этого, следует вести кадровый учет и разрабатывать систему оплаты труда. Даже в условиях малого бизнеса это невозможно сделать без соответствующего ПО. Автоматизировать данный сегмент можно с помощью следующего программинга:
- 1С: Зарплата и управление персоналом;
- E-Staff Рекрутер;
- Фараон и т. д.
Финансовое ПО
Целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли, поэтому финансовое планирование занимает важное место, вообще, в деятельности фирмы. От правильного формирования денежных потоков (когда затраты уменьшаются, а доходы растут) зависит эффективность предприятия.
Финансово-экономическое ПО помогает в управлении:
- бухгалтерским и налоговым учетами:
- расчетами с клиентами;
- расчетом заработной платы.
Популярными программами для планирования денежными потоками и коммерческой аналитики признаны:
- 1С: Бухгалтерия;
- 1С: Зарплата;
- Фингранд и т. д.
ПО для документооборота
Долгое время обработка большого количества документов (в т. ч. присваивание им шифров по ГОСТ) в компании производилась с помощью стандартных функциональных пакетов Microsoft, но сейчас эти средства просто не справляются с объемной информацией, не упорядочивают ее.
Важно! Процесс внедрения ПО для документооборота осложняется еще и тем, что по определенным юридическим и техническим причинам невозможно полностью отойти от бумажных носителей.
Но все-таки автоматизация планирования документооборота сводит к минимуму перемещение бумаг внутри компании и между предприятиями.
Существует 4 основных класса программ, которые решают эти проблемы:
- ПО для коллективной работы (1С: Документооборот, Lotus Notes и т. д.);
- специализированные системы управления (E1 Евфрат);
- специального инструментария в составе корпоративных IT-систем (Baan, SAP S\3);
- универсальные программы планирования для оборота документов (Doculive, Oracle InterOffice).
После небольшого анализа применяемого программного обеспечения видно, что автоматизированное планирование производства предполагает внедрение всей линейки продуктов 1С.
Комментарии